Не допустите геноцида

6 февраля

Геноцид — это, пожалуй, одно из самых жутких изобретений человечества. И в мире стало бы гораздо лучше жить, если бы геноцида нигде и никогда больше не было. А для этого нужно разобраться, что же он такое, как он возникает и как его пресекать в зародыше. Особенно важно разобраться с демагогией — когда то, что, по сути, является геноцидом, пытаются называть как-то иначе, и когда геноцидом называют то, что им не является.

Поэтому сегодня мы предлагаем вам прочитать несколько определений, а если у вас есть время и желание — пройти по ссылкам и почитать подробнее. А также подумать, где и как вы могли бы использовать эти знания.

Что такое геноцид:
В рамках международного права в «Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него» говорится следующее:

«Статья II

В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:
а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;
d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Статья III

Наказуемы следующие деяния:

а) геноцид;
b) заговор с целью совершения геноцида;
с) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида;
d) покушение на совершение геноцида;
е) соучастие в геноциде».

Каковы основные этапы геноцида

Информация с сайта genocidewatch:

Геноцид — это процесс, проходящий в своем развитии 8 предсказуемых, но не неизбежных этапов. На каждом этапе могут быть предприняты меры, дающие возможность предотвратить или пресечь собственно геноцид. Процесс развития не линеен, разные этапы могут сосуществовать друг с другом.

1. Классификация:
разделение общества на «мы» и «они» по тому или иному признаку.
2. Символизация: выработка коллективных обозначений «их» и «нас»,  принуждение «их» носить определенные знаки отличия (звезду на рукаве и т.п.), и распространение символики, подчеркивающей единство «нас» (зиг хайль, свастика и т.п.)
3. Дегуманизация (обесчеловечение): члены «их» группы отождествляются с животными, чудовищами, паразитами, заразой. Для этого используется пропаганда и язык ненависти в СМИ.
4. Организация: создаются «народные дружины», «очистительные бригады» (как правило, при попустительстве и неофициальной поддержке государства), при этом то, что это «официально» государством не санкционировано, позволяет в дальнейшем государству не брать на себя ответственность.
5. Поляризация: экстремистские группировки увеличивают раскол между группами. Язык ненависти в СМИ перестает так или иначе камуфлироваться. Появляются законы и правила поведения, запрещающие взаимодействие «их» с «нами», в том числе заключение браков. Появляются первые жертвы — это, как правило, умеренные в своих убеждениях представители «нас», центристы, которые потенциально были бы способны выступить и предотвратить эскалацию насилия.
6. Подготовка: представителей «их» группы выделяют и отделяют от остальных. Создаются списки лиц, подлежащих уничтожению. Создаются гетто и концентрационные лагеря. «Их» собственность экспроприируется.
7. Уничтожение: массовые убийства, т.е. собственно «геноцид» в узком смысле слова. Убийцы называют это «зачисткой» или «уничтожением» для того, чтобы подчеркнуть, что жертвы — не люди.
8. Отрицание: последняя стадия, всегда следующая за массовыми убийствами. Ее наличие четко указывает на то, что массовые убийства повторятся. Убийцы уничтожают следы резни и расстрелов, тела сваливают в общие могилы или сжигают. Идет обвинение жертв, расследование случившегося блокируется.

Вот здесь можно посмотреть, какие страны мира находились на какой стадии развития процесса геноцида, по данным на 2010 год: http://genocidewatch.org/aboutgenocide/countriesatrisk2010.html

и прочитать об основных способах отрицания геноцида.

Если вы сталкиваетесь с вопросами со стороны детей и подростков о том, что такое геноцид и почему такое бывает, очень хорошие материалы (на английском) есть вот на этом сайте: http://www.ppu.org.uk/genocide/g_genocide_intro.html (как раз для того, чтобы провести в школе «Урок мира»).

 

Что можно делать:

можно поддерживать людей, выживших после геноцида, и помогать им стать услышанными, давать свидетельский отклик на их истории;

можно писать в посольства стран, где происходит геноцид или многое к тому идет, ноты протеста;

можно распознавать разные стадии геноцида и объединяться с людьми, поддерживающими альтернативные социальные тренды;

можно внимательнее относиться к тому, где и как нарушаются права человека.

 

Хорошего дня!

Реклама

Не допустите геноцида: 2 комментария

  1. спа-си-бо!

    про урок мира тоже замечательная идея — надо будет попробовать расшевелить собратьев-активистов перед нашей государственной неделей приглашенных уроков «Назад в школу».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s